«Система постоянно действующего российского парламентаризма появилась чуть более 100 лет назад, в форме советской власти, — советов народных депутатов, — сказал д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, комментируя 30-летие современного российского парламентаризма.
- В советский период сформировалась система народного представительства, система всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Классовый характер советского парламентаризма исключал из этой системы класс «буржуазии», опирался на принцип однопартийности в политическом устройстве страны, а также исключал конкуренцию зарегистрированных кандидатов в депутаты на всех уровнях представительной власти.С 1991 года парламентаризм независимой России начинает опираться на принцип многопартийности, а также утверждает принцип альтернативности выборов депутатов на всех уровнях формирования законодательной ветви власти.
Классовый характер советского парламентаризма, когда все блага парламентаризма доступны одному классу («пролетариату») и не доступны другому классу («буржуазии»), сменяется общегражданским парламентаризмом, когда все сектора гражданского общества, — и наёмные работники (ранее именовавшиеся «пролетариат»), и коммерсанты (ранее именовавшиеся «буржуазия»), и представители «третьего сектора» имеют равные права на участие в работе механизмов представительной демократии. Формальное равенство, однако, ещё не устанавливает фактического баланса влияний на систему представительной власти, в котором участвует зановорождённый «класс» новой российской буржуазии. Интересы новых коммерсантов на уровне городского развития, на уровне национальных проектов, на уровне международного бизнеса далеко не всегда совпадают с интересами простых граждан.
В горизонте 2040 перед отечественным парламентом проявляется задача редактирования действующего правового порядка, который обеспечит предотвращение острых противоречий и конфликта, — как говорили в советское время, — между трудом и капиталом. Правовая гармонизация отношений в этой области не менее важна, чем гармонизация в сфере межнациональных или межконфессиональных отношений».
Свежие комментарии