Ким Брейтбург – композитор, чьи песни исполняли самые известные российские певцы: Валерий Леонтьев, Лариса Долина, Филипп Киркоров, Николай Басков, Людмила Гурченко, Борис Моисеев – и это далеко не полный список. А теперь главное его детище – мюзиклы. Для нижегородцев знакомство с ними началось в 2010‑м, когда в театре «Комедiя» был поставлен «Леонардо», а за ним – «Казанова», «Голубая камея» и «Служебный роман».
Два мюзикла на музыку Кима Александровича – «Дубровский» и «Парижские тайны» – с аншлагом идут в Нижегородском камерном музыкальном театре имени Владимира Степанова. А сегодня маэстро работает над премьерным мюзиклом «Александр Невский» – им театр «Комедiя» встретит юбилей Победы. Отстоявший право Либретто мюзикла создано известным драматургом и телеведущим Михаилом Марфиным, а тексты песен к нему написал поэт-песенник Сергей Сашин. Спектакль обещает стать масштабным и эпичным – в нём занята почти вся труппа. Композитор рассказал о том, как рождается спектакль.– Идея этого мюзикла возникла у меня, потому что сегодня вопрос о национальном самосознании и духовном суверенитете России очень важен, особенно в исторической перспективе. И именно Александр Невский отстоял суверенитет России, в том числе и в духовном плане – то, что двигалось с Запада, было крестовым походом! Невский отстоял право русских на самоопределение в вопросах веры, религии, духовной жизни, самобытности и так далее. И личность его интересна, и время то интересное. А сейчас, когда мюзикл как жанр развивается очень активно, зрители готовы к восприятию такой формы, где есть место сразу и музыке, и серьёзным сюжетам.– Какие факты истории вы брали за основу?
– Летописи – в них мы стремились найти максимальное количество фактов, и замечательный фильм Сергея Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в главной роли. Он не мог не повлиять на наше сознание.– А музыка Сергея Прокофьева не повлияла?
– Независимым от любого влияния сегодня быть невозможно – мы живём в век информации, которая откладывается на подкорке. Но музыка, которую написал я, другая. Он писал фоновую музыку для кино, а моей задачей было сделать музыку чуть ли не главным действующим лицом спектакля. Есть номера, которые двигают и развивают сюжет.
Для меня это не первое обращение к истории. В 1978 году я написал рок-оперу «Слово об Игоревом походе» и там тоже обращался к эпосу. Это очень интересно – сделать мюзикл русский по сути, чтобы музыка несла русскую интонацию. Уверяю вас, некоторые мои песни вы будете воспринимать как народные.
Люди воспринимают мюзиклы не умом, а сердцем!
Ким Брейтбург, композитор, продюсер, заслуженный деятель искусств РФ Линия любви – Какая же ария получилась самой яркой, на ваш взгляд?
– Та, которую поёт Александра Полоцкая, жена Александра Невского, в то время, когда происходит сражение – такое параллельное действие. Это трогательное место.
Есть у нас и персонажи, задача которых – поднять зрителям настроение. Например, Савка – ремесленник, который отвечает за неиссякаемый народный юмор и излучает оптимизм. Ведь что характерно для нашего народа? То, что даже в самые тяжёлые времена находятся люди, которые могут другим поднять настроение, верить, что всё наладится и всё будет хорошо! А заканчивается мюзикл победой в Ледовом побоище и возвращением бойцов на Родину.– Показать эффектно побоище – задача сложная. Правда, что у вас будут и кони, и рыцари, и исторически точные костюмы?
– Конечно, они слегка стилизованы, но вы узнаете и купцов, и бояр. Костюмы шьют и в Нижнем, и в Москве. С декорациями мы тоже долго возились. Их придумал художник концертных программ Государственного Кремлёвского дворца Григорий Белов. Он привык к таким большим эпичным полотнам, так что кони и рыцари будут, но их тайну я не раскрою.
Фонограммы мюзикла записаны на хороших московских студиях с хорошими музыкантами. А сейчас здесь, в Нижнем Новгороде, с актёрами работает музыкальный руководитель постановки, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Валерия Брейтбург. Повернуться к людям – В чём причина того, что мюзиклы стали так популярны?
– Мюзикл отчасти заменил людям оперу. Во времена Верди арии из «Аиды» распевали на улицах. Его музыка была настолько яркой, что её запоминали с первого раза. Люди были готовы к восприятию такой музыки. А потом опера стала усложняться, и неподготовленному зрителю стало сложно. Мы пришли к додекафонии, к алеаторике, атональной музыке, которая неподготовленному уху кажется бредом сумасшедшего – там какие-то звуки, писк, скрипы… Людям стало неинтересно. Поэтому современная опера чаще всего играется один-два раза и больше не исполняется. А мюзиклы более демократичны, они рассчитаны на массовую аудиторию.
Брейтбург Ким Александрович Композитор, продюсер, аранжировщик, звукорежиссёр, педагог и вокалист. Родился 10 февраля 1955 года. Учился музыке с пяти лет. В конце 1960‑х увлёкся рок-музыкой и создал группу «Диалог». Сотрудничал со многими известными эстрадными исполнителями. Был музыкальным продюсером и композитором проекта «Народный артист» на телеканале «Россия». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
– Получается, что пока музыка рассчитана на массовую аудиторию, она будет любима народом и посещаема?
– Именно так и происходит при наличии яркого дарования у авторов. Когда композитор пишет музыку для себя, самоутверждаясь и не рассчитывая на то, как люди будут эту музыку воспринимать, она становится недемократичной. Как Станиславский говорил: любите искусство в себе, а не себя в искусстве. Как только автор начинает любить себя в искусстве слишком сильно, его творчество становится малопривлекательным для широкой аудитории.
Моё глубокое убеждение заключается в том, что чем ярче твоё эмоциональное воздействие на аудиторию, когда люди смеются, плачут, напевают твои мелодии, искренне реагируют на то, что происходит на сцене, тем важнее то, что ты делаешь как композитор мюзикла. Люди воспринимают мюзиклы не умом, а сердцем! Вот такая история.
Свежие комментарии