На обложках этой трилогии портрет знаменитого конструктора и изобретателя Ростислава Евгеньевича Алексеева — основателя ЦКБ по судам на подводных крыльях, которое ныне носит его имя. В трех томах рассказывается об истории уникального бюро и его работе, перевернувшей во всем мире представление о возможностях водного транспорта.
Трехтомник, итог многолетней работы большого творческого и издательского коллектива, позволит читателю проследить с первых шагов зарождение нового направления в судостроении, погрузиться в технические детали, познакомиться с легендарными людьми и их историями.Помнят, как все начиналось Трилогия, выпущенная издательством «Кварц», уже по достоинству оценена профессиональным сообществом книгоиздателей. Издание получило диплом лауреата XXI Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина». Трилогия вошла в число лучших изданий России конкурса Ассоциации книгоиздателей России в номинации «Лучшие издания по естественным наукам, технике» и награждена дипломом Государственной публичной научно-технической библиотеки России. Теперь, когда закончена многолетняя работа, можно сказать, что история возникновения и работы Центрального конструкторского бюро судов на подводных крыльях написана и, очень хочется надеяться, не завершена.
Первый том «Истории ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» посвящен роли создателя легендарного конструкторского бюро в развитии нового направления в судостроении. Многие главы этой книги начинаются со слова «первый»: «Первое судно на подводных крыльях…», «Первый катер…», «Первые экранопланы…» Чертежи, схемы, рисунки самого Ростислава Евгеньевича предоставляют читателю возможность проследить путь от идеи до воплощения замысла.
А подробная историческая хроника событий и воспоминания очевидцев дает понять, насколько непросто быть первым.Первый том вышел в свет в 2019 году, а сейчас, в год 80-летия Вееликой Победы, мы можем заново оценить мужество, невероятный подвиг и веру в будущее тех, кто работал и возглавлял завод «Красное Сормово», молодого конструктора Ростислава Алексеева. Именно военные годы можно назвать истоками будущего ЦКБ, когда начали вырастать подводные крылья у боевых катеров. А в 1942 году молодые конструкторы Р.Е. Алексеев и Л.С. Попов стали первыми сотрудниками нового коллектива, из которого потом и выросло Центральное конструкторское бюро. Число сотрудников в нем доходило до 4 000.Первая книга охватывает период, когда создавались скоростные и торпедные катера на подводных крыльях, сторожевое судно для пограничных войск «Антарес», первые пассажирские суда — «Ракета» и «Метеор». И, конечно, отдельная глава отведена первым экспериментальным экранопланам — летательным аппаратам, сочетающим в себе свойства кораблей и самолетов, которым предстояло «научиться» развивать скорость в 4 – 5 раз превышающую скорость самых быстрых кораблей и катеров.
Этому непревзойденному чуду инженерной мысли и техники посвящен и второй том трилогии истории ЦКБ на подводных крыльях «Боевые экранопланы конструктора Алексеева». Экраноплан — слово русское Слово «экраноплан» до сих пор на всех языках мира звучит одинаково — в русском произношении. Сегодня мы гордимся, что родиной нового революционного направления в судостроении был город Горький, но история его рождения уникальна и трагична одновременно.
Во втором томе подробно рассказывается о разработке первых проектов, постройке экраноплана «Орленок», его испытаниях и аварии, продолжении работы над ним и его гибели. Трагические страницы жизни главного конструктора Алексеева тоже связаны с этим временем. Как и почему Ростислава Евгеньевича отстранили от руководства ЦКБ, затем сняли с поста главного конструктора, чем это обернулось для ЦКБ — печальные страницы истории.
В Дагестане, на берегу Каспийского моря туристы стремятся увидеть одну из достопримечательностей — на песке возвышается экраноплан «Лунь», придуманный, спроектированный и созданный на нижегородской земле. Ему отводится главная роль в третьем томе «Экраноплан-ракетоносец Лунь», который вышел в свет в 2024 году. Книга посвящена создателям российских боевых экранопланов, проектирование и строительство которых продолжилось после ухода из жизни Р.Е. Алексеева. Читатель узнает о создании ударного экраноплана «Лунь», вооруженного противокорабельным ракетным оружием, подготовке к серийному производству экранопланов «Орленок» и «Лунь», о разработке поисково-спасательного экраноплана «Спасатель». С сожалением мы узнаем, как все эти работы были приостановлены в эпоху разоружения.
А после развала СССР под угрозой оказались и засекреченные разработки. Во втором и третьих томах подробно описано, как американские специалисты посещали ЦКБ, чтобы получить информацию по созданию боевых экранопланов.
С тех пор списанные и отслужившие боевые экранопланы разобраны и раскуплены на памятники. Памятники гениям российской инженерной мысли и памятники чьему-то беспамятству.
Сегодня возрождается пассажирский флот на подводных крыльях. В ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева выпускаются современные «Метеоры», которые по-прежнему востребованы на реках России. Но коллектив предприятия надеется, что мощной стране нужны и боевые экранопланы и уникальные спасательные судна. Этот трехтомник, по словам генерального директора-главного конструктора ЦКБ по СПК Георгия Владимировича Анцева, — напоминание и подтверждение того, что существуют уникальные разработки, сохранены традиции и высокий профессионализм, которые позволят возобновить производство нижегородского «чуда техники». Заглянуть в историю Самый требовательный читатель отдаст должное авторскому и издательскому коллективам трилогии, посвятившим этой работе годы своей жизни и, безусловно, отжавшим часть своей души. Трудившиеся над изданием авторы — сотрудники ЦКБ, ставшие свидетелями событий жизни конструкторского бюро. В редакционные группы томов трилогии вошли главный конструктор экраноплана «Лунь» В. Н. Кирилловых, генеральный директор-главный конструктор ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева Г.В. Анцев, Заслуженный конструктор России Т.Р. Алексеева, инженер-конструктор О.В. Салахова, главный конструктор быстроходного пограничного корабля «Антарес» Ю.П.Чернигин, фотохудожник, заслуженный ветеран ЦКБ по СПК А.А. Беляев.
Описания технических характеристик, исторические факты дополняют воспоминания очевидцев, живые истории участников событий. Потому читать книгу, написанную языком понятным человеку без технического образования, будет интересно широкому кругу читателей.
Также увлекательно рассматривать каждый том трилогии. Среди иллюстраций редкие архивные фотографии, рисунки Р.Е. Алексеева. Особый интерес в третьем томе представляет вкладка цветных фотографий, где наглядно показана история создания боевых экранопланов. В книгах множество фотографий сотрудников Центрального конструкторского бюро — людей, которые своей работой вершили историю российского судостроения. И эта трилогия — также знак благодарности им.
Свежие комментарии