«Развитие Арктики – это одно из приоритетных направлений внутренней геополитики современной России», — считает д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, размышляя о том, что необходимо предпринять для ускорения развития арктического региона. «Её основной вектор – преобразование территорий арктического побережья из «заднего двора» большой страны, как это случилось в 20 в.
, в «парадные северные ворота». Интерес к Арктике в СССР тоже был мотивирован стремлением ускоренно получить доступ к ресурсам. Этой мотивации не доставало ещё одной характеристики, а именно устойчивости. Поэтому действовали импульсивно, разрозненными кампаниями, которые давали точечные успехи, но были не достаточны для системной и устойчивой интеграции в тело страны.Современному ускоренному развитию необходимо придать характер устойчивой публичной политики. Одним из базовых условий внутренней геополитики такого типа является сочетание ресурсов централизованной государственной политики и ресурсов «горизонтального» межрегионального партнёрства. Активно применяемые форматы государственно-частного партнёрства (ГЧП) применительно к задачам внутренней геополитики необходимо дополнить развитием практик межрегионального партнёрства.
Некоторые элементы таких практик складываются вокруг западных регионов РФ, находящихся в зоне СВО. Их надо генерализировать, отбирать удачные варианты, сортировать их, апробировать новые, — другими словами формировать сеть практик, обеспечивающих взаимный рост регионов-партнёров. Межрегиональное партнёрство, работая как «лифт» социально-экономического развития регионов, может также работать и в качестве профессионального, карьерного, статусного лифта для людей. Для современной молодёжи возможность поработать в арктическом регионе может быть интересна, если она даёт возможность профессионального, творческого, гражданского роста. Для этого Арктике нужна комплексная инфраструктурная среда, нужна постановка амбициозных задач и нужна среда творческого профессионализма с существенно пониженными «административными барьерами».
Свежие комментарии