
Робот-медсестра, беспилотники для народного хозяйства, цифровые помощники инженера – этими и другими уникальными разработками занимаются сегодня студенты нижегородских вузов. Привить молодому поколению интерес к науке – первостепенная задача для достижения технологического суверенитета страны. Подготовка научных кадров является одной из важных целей национального проекта «Молодёжь и дети».
Со школьной скамьи Ректор Мининского университета Виктор Сдобняков уверен: для достижения технологического лидерства страны необходимо повысить качество естественно-научного образования в школах.«Педагогом физики, химии должен стать не тот человек, который знает только школьный учебник, а инженер, который обладает полной физической картиной мира, связан с современной инженерией и производствами и способен мотивировать детей к выбору инженерной специальности, – говорит Виктор Сдобняков. – Для этого в рамках программы «Приоритет 2030» и в партнёрстве с промышленными предприятиями мы совершили серьёзную трансформацию педагогического университета. Теперь у нас преподают специалисты в области машиностроения, станкостроения, металлоорганической химии, которые работают на предприятиях».
Партнёры вуза оборудуют в школах профильные классы по столичным стандартам, разрабатывают программы обучения таким образом, чтобы ребята, придя впоследствии на производство, соответствовали запросам работодателя. Профильные классы необходимы в моногородах, где особенно остро стоит проблема с кадрами, и такая практика уже ведётся в Чкаловске, а скоро будет действовать в Выксе.
«Очень важно, чтобы ребёнок мог попробовать себя на предприятии, – подчёркивает Виктор Сдобняков.
– Поэтому у нас есть центры «Моя первая профессия», где школьник может пройти обучение и стажировку, стать лаборантом, оператором станка с ЧПУ (числовое программное управление, – прим. авт.). Если ему это интересно, он дальше может получить инженерное образование. У нас развиваются лаборатории в области химии и физики, поддержанные госзаданиями и грантами, где разрабатывают большой пул научных тематик. А факультет информационных технологий университета занят разработкой беспилотных летательных аппаратов и 3D-принтеров. Для нас важно, чтобы студент, который учится в педуниверситете, прикоснулся ко всем современным технологиям».Кроме того, в 2025 году Мининский университет стал центром компетенции по разработке инновационной модели среднего профессионального образования: с 1 сентября колледж работает на базе федерального технопарка СПО. Строить с ИИ Подготовка научных и высококвалифицированных промышленных кадров ведётся и в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете.
«Вуз начинает подготовку будущих специалистов со школы по проекту «ТИМ-юниоры», который реализуется совместно с индустриальным партнёром, – рассказывает проректор по научной работе и цифровому развитию ННГАСУ Евгений Конопацкий. – И если три года назад там обучалось только 30 ребят, то теперь там участвуют уже около 2500 школьников. Они изучают технологии информационного моделирования в строительстве, получают возможность выполнить определённые задания, воплотить собственный проект, с которым потом выступают на международном строительном чемпионате, занимая там высокие места».
Что касается научных разработок, большая часть их проходит по программе «Приоритет‑2030». В числе таких стратегических проектов – «Малоэтажная Россия» и «Цифровое строительство», которые направлены на создание новых материалов с уникальными акустическими и теплотехническими свойствами, на внедрение новых технологий. Также вуз работает над цифровыми сервисами в строительстве на основе искусственного интеллекта, и в ближайшие год-два будет разработан цифровой помощник инженера для использования на производстве.
В ННГАСУ также действуют уникальные лаборатории, а недавно открылся новый научный центр аэродинамики вентиляционных систем.
272 патента на изобретения выдали в Нижегородской области в 2024 году. Робот вместо медсестры В Нижегородском техническом университете имени Алексеева студентов привлекают к науке со второго-третьего курсов. Здесь действует шесть молодёжных лабораторий, создано производство уникальных присадок к маслам, которые уже одни из лучших в России и даже превосходят по многим параметрам импортные аналоги.
В этом году в вузе открыли центр развития промышленной робототехники. По словам проректора по научной работе НГТУ Андрея Куркина, его направление – разработка интеллектуальных систем диагностики оборудования, создание режущего обрабатывающего инструмента нового поколения.
«Недавно в наш центр робототехники обратился главный врач областного центра по борьбе со СПИДом с предложением создать робота – ассистента медсестры, который мог бы брать кровь, – говорит Андрей Куркин. – Мы уже начали разрабатывать эту идею».
Как отмечает ректор, в эпоху индустрии 4.0 – четвёртой промышленной революции, когда человека на производстве стараются заменить роботом, нужен уже не просто инженер, а думающий инженер, который может делать рационализаторские предложения.
«Сейчас все хотят быть гуманитариями, юристами и экономистами, но без физиков технологического лидерства не будет, – подчёркивает ректор. – Поэтому прививать интерес к инженерному образованию надо со школы».
Как отмечает заместитель председателя правительства Нижегородской области Екатерина Солнцева, Нижегородскую область отличает рост научного кадрового потенциала. Только за 2024 год в науке стало работать на 330 человек больше – всего в регионе занимается наукой 43 тысячи человек.
«Нам важно не просто привести людей в науку, а заразить их любовью, интересом к изобретательству, научной деятельности», – утверждает Екатерина Солнцева.
Так, НОЦ поддержал такие проекты, как центр биологизации агропромышленного комплекса, запуск спутника «Лобачевский» для мониторинга лесного фонда. Среди прорывных проектов инновационный научно-технологический центр «Квантовой долины» – автоматизированное производство текстиля, модернизация производства медицинских инструментов, биореактор для ускоренной переработки отходов.
Свежие комментарии