Вот уже полвека прошло с важного исторического события – летом 1975 года в столице Финляндии Хельсинки был подписан заключительный Акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Договор касался стран социализма во главе с Советским Союзом и государств Запада во главе с США – он стал настоящим символом разрядки в шедшей тогда холодной войне… Достигнутые договорённости можно сгруппировать в несколько разделов:
– Закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны – особо оговорены принципы нерушимости границ и территориальной целостности государств.
– Укрепление доверия в военной сфере – предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях, плюс обязательное мирное урегулирование любых возникающих споров.
– Приверженность к сотрудничеству в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды.
– Согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и т.д.; подчёркнуто право народов самостоятельно определять свой внутренний и внешний политический статус… Диссиденты здесь ни при чём Для стран социализма было важным прежде всего признание итогов Второй мировой войны, с частью которых на Западе долго категорически не соглашались – особенно в деле признания Германской Демократической Республики (ГДР).
Поэтому в Советском Союзе итоги совещания в Хельсинки посчитали большим успехом нашей страны. Но сегодня на сей счёт есть и другие оценки.Так, часть историков полагают, что Хельсинкские соглашения стали миной замедленного действия в процессе развала лагеря социализма, а потом и Советского Союза. Эти люди кивают прежде всего на соглашения в гуманитарной сфере – мол, мы сами дали добро соблюдать права человека, что дало импульс к диссидентскому движению в социалистических странах. И эти диссиденты, оперируя Актом 1975 года и при поддержке западных стран, буквально раскачали политическую ситуацию, которая в итоге обернулась крахом всего социализма.Не соглашусь с этим утверждением. Во-первых, диссидентское движение было очень куцым и касалось главным образом лишь фрондирующих интеллигентов, чьё влияние не шло дальше их политических посиделок. Во-вторых, в СССР прекрасно понимали уязвимость своих позиций по подписанному гуманитарному соглашению. Поэтому в нашей стране делалось всё, чтобы процесс «соблюдения прав человека» не выходил из-под должного контроля. Вот что пишет по этому поводу один исследователь:
«Иностранная печать для широких советских масс оставалась недоступной, разрешение на выезд из страны было необходимо вплоть до 1989 года, иностранное вещание на русском языке глушилось до 1987 года.
Пришлось, правда, разрешить советским гражданам выходить замуж и жениться на иностранцах, а также воссоединять разделённые границами семьи (об этом в Хельсинкском акте были отдельные разделы). Но и это отступление было обставлено такими ограничениями, что ущерб был минимальным…»Поэтому я отчасти соглашусь с советскими историками, которые назвали Хельсинкские договорённости нашим дипломатическим триумфом, но с оговоркой – подрывная мина всё же была заложена. И не в смысле торжества диссидентов – промах был совершенно в другом… Судьба резидента К сожалению, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и министр иностранных дел Советского Союза Андрей Андреевич Громыко слишком уверовали в то, что Запад будет неуклонно исполнять Хельсинкский акт. Они не хотели понимать, что Запад не собирается прекращать холодную войну, а его любые дипломатические уступки являются только очень хитрым ходом, дабы через какое-то время вернуться к конфронтации. Интересную историю в своё время журналисту Владимиру Снегирёву поведал один из легендарных советских разведчиков, генерал КГБ Борис Александрович Соломатин, много лет работавший на территории США.
По словам Соломатина, в январе 1975 года он направил на имя председателя КГБ Юрия Владимировича Андропова специальную телеграмму, в которой, излагая свои взгляды на состояние советско-американских отношений, выразил озабоченность тем, как грубо в США попираются наши национальные интересы. По словам Соломатина, американцы при этом прекрасно видели, что Брежнев стареет, теряет деловую хватку и не видит угроз:
«Американцы не дураки были, они видели, что у нас происходит, и умело этим пользовались. Брежневу лапшу вешали про разрядку, про потепление, про доверие, а за нашими спинами вели двойную игру. Не мог же я сидеть сложа руки? Вот и написал эту телеграмму. Привёл в ней конкретные факты нанесения ущерба и в экономической сфере, и в политической, высказал свои предложения».Андропов как опытный политик наложил на послание Соломатина резолюцию: «Отредактировать и направить Л.И. Брежневу» – это чтобы лишний раз не раздражать Леонида Ильича, настроенного на мирные соглашения с американцами. Но даже отредактированный текст вызвал у Генсека большое неудовольствие. И вскоре телеграмма вернулась с такой примерно резолюцией: а кто это позволил критиковать внешнюю политику партии?!
«Кто позволил? Резидент в Нью-Йорке? А подать сюда этого резидента! – рассказывал далее Соломатин. – Представляешь, что тут началось?! Меня отозвали в Москву, начали прорабатывать по всем линиям. Мой непосредственный шеф Крючков (начальник первого Главного Управления КГБ. – В.А.) собрал синклит из своих холуёв: «Борис Александрович, а вы не забыли, что Соединённые Штаты только в этом году продадут нам 25 миллионов тонн зерна? Без этого зерна наш народ просто с голоду умрёт». И всё в таком же духе. Пропустили меня через всё начальство, и каждый дул в ту же дудку. При этом все старательно отводили от меня глаза. Стыдно было им молоть эту чепуху. Но таковы были правила игры…»
В конце концов Бориса Соломатина убрали от начальственных глаз куда подальше… Им верить никогда нельзя А ведь Соломатин как в воду глядел! На Хельсинкские соглашения Запад пошёл только потому, что 70‑е годы были не лучшими для него. США проиграли многолетнюю войну во Вьетнаме, поэтому им требовалось время, чтобы перевести дух, а весь западный мир потряс мощный экономический кризис, связанный с резким подорожанием нефти и промышленным перепроизводством.
Это вызвало резкий подъём мирового коммунистического движения – с забастовками, акциями протестов и даже с террористическими актами со стороны левых активистов. А в странах третьего мира, где шли бурные процессы избавления от колониальной зависимости, многие провозглашали социалистический путь развития. Да и не только в третьем мире…
Так, в середине 70‑х у СССР появилась уникальная возможность взять под свой контроль Португалию, где в 1974 году произошла так называемая «революция гвоздик» – местные военные при поддержке социалистических сил свергли многолетнюю профашистскую диктатуру. Часть офицеров были настолько привержены идеям коммунизма, что были готовы предложить союз СССР. Можно только себе представить, какой переполох случился бы на Западе, если бы Португалия, которая контролирует важнейшие морские пути в Атлантическом океане, стала бы социалистической!Однако руководство нашей страны – в силу желания как можно быстрее договориться с Западом – проигнорировало этот фактор, дав реакционерам возможность задушить левое движение. Проигнорировало оно и многие другие благоприятные политические условия 70‑х, которые могли бы если и не устроить мировую социалистическую революцию, то хотя бы как следует потрясти западный мир!
…Таким образом, в 1975 году, подписав Хельсинкские соглашения, Брежнев поступил по-джентльменски, дав Западу шанс для передышки. Не учёл лишь одного – Запад расценивал Хельсинки вовсе не как полноценный договор, а именно как передышку. И как только западники восстановили силы, они снова усилили агрессию на фронтах холодной войны, нагло игнорируя Хельсинки. А когда в конце 80‑х наступил уже кризис социализма, они нам передышки не дали, сделав всё для уничтожения и советской системы, и самого Хельсинкского акта..
Думаю, что об этом уроке всегда надо помнить при любых дипломатических контактах с западниками…
Ранее на сайте pravda-nn.ru рассказывалось, как неверные политические решения руководства СССР привели к войне в Афганистане.
Свежие комментарии