Особо увлечённые краеведением нижегородцы с воспоминаниями Ольги фон Тунцельман уже знакомы. В 2019 году вышла в свет книга «Жизнь как она есть». Небольшой тираж разошёлся быстро, а в 700-страничном издании не поместились все интересные факты, важные нюансы и впечатляющие детали. Дополненные мемуары урождённой, тогда ещё очень юной нижегородки о родном городе в начале XX века, счастливом детстве, безмятежной юности и тревожной молодости опубликованы вновь.
Стильный трёхтомник с историческими фотографиями, подлинными документами, комментариями Т. П. Виноградовой выпустило нижегородское издательство «Кварц» при поддержке регионального Издательского совета.Всё о самом важном Оговоримся сразу: большую часть своей жизни Ольга Эрнестовна фон Тунцельман (Голубева) прожила не в Нижнем Новгороде. Но именно здесь прошла её юность, она встретила своего будущего мужа, стала свидетельницей важных событий в истории города. А нам жизнь города в 1900 – 1920‑х годах может открыться с неожиданной и оттого ещё более интересной стороны.
Судьба самой Ольги Эрнестовны отражает всю непростую историю России. Потомок рыцарского рода, выпускница Института благородных девиц, красноармеец Первой армии в Туркестане – это всё о ней. Отпечатанные на машинке 500 листов, написанные хорошим литературным языком, вобрали самые важные факты и впечатления, которые стали интересными не только семье и близким, но и нам, живущим в веке нынешнем.
На презентацию трёхтомника «Жизнь как она есть» в Нижний Новгород приехали внучка Ольги фон Тунцельман Марина Романовна Нагавицына и её дети. Не смогла присутствовать дочь Ольги Эрнестовны Наталья Сергеевна Голубева (Тихомирова). Именно они, дочь и внучка, поддержали идею первого издания книги воспоминаний в издательстве «Кварц» и, конечно, много труда вложили в выпуск трёхтомника.
Каждый том воспоминаний Ольги фон Тунцельман носит своё название. «Беззаботные годы» посвящены детству. Написанные много лет спустя рассказы полны ярких деталей и эмоций, которые воссоздают и ежедневный быт, и экстраординарные события жизни семьи. Знакомя нас со своими дедушками и бабушками, тётушками, Ольга Эрнестовна рассказывает истории почти детективные и романтические. Иной читатель поймает себя на мысли: да из этого целый сериал выйдет!Беззаботные годы, проведённые в деревнях и барских усадьбах, где работал управляющим отчим, были полны большими и маленькими радостями, в которых и восхищение пасхальным праздником, чудо ожидания Деда Мороза, много открытий и встреч, которые бывают только в детстве.
И всё-таки безоблачным это время для Оли фон Тунцельман не было. Гибель маленького брата, в которой девочка винила и себя, ранняя смерть матери и переезд в семью тётушки – по сути чужого и чуждого ей человека. Она усваивает от взрослых первые уроки добра и справедливости, а читатель разделяет все переживания вместе с автором. На наших глазах взрослеет маленькая девочка, и мы уже будто знаем, что это будет человек с сильным характером, честный по отношению к себе и к людям. Нижний Новгород в деталях Беззаботные годы Ольги Эрнестовны заканчиваются переездом в Нижний в 1909 году. Наш город становится ещё одним героем воспоминаний и открытий. Вместе с юной Олей мы удивимся, впервые увидев трамвай, рассмотрим, как возила пассажиров конка – чудо прошлого века, прогуляемся по Покровке и побываем в Мариинском институте благородных девиц, в котором очень хотела учиться девочка.
Нечасто выдается нам возможность узнать родной город изнутри. Благодаря воспоминаниям Ольги Эрнестовны мы, например, узнаем, как жили обитатели Вдовьего дома на Крестовоздвиженской площади (ныне это здание общежития Технического университета на площади Лядова). Сюда Олю и её сестру Нину привела тётушка, чтобы заказать у портнихи платье.
И до самых мельчайших подробностей погрузимся в жизнь Мариинский института благородных девиц, узнаем, какие в нём царили порядки и нравы, как жили юные воспитанницы. Здесь в полной мере проявится и бескомпромиссный характер Ольги Тунцельман, готовой прийти на защиту обиженных. Но это уже события II тома «Институтка».
Для Ольги фон Тунцельман поступление в Институт благородных девиц означало долгожданный переезд из неблагополучной семьи тётушки, возможность учиться и чаще видится со старшей сестрой Ниной.
Галерея портретов людей встретившихся на пути Ольги Эрнестовны продолжается образами её сокурсниц, преподавательниц и воспитательниц. И хотя сама Ольга Эрнестовна пишет, что «жизнь в наших младших классах была настолько однообразна, что даже пустяковые происшествия были целым событием», для читателя она увлекательна. Перед нами предстают люди разного социального уровня, достатка, возраста – нижегородцы начала XX века. Такими, какими они были, с их душевными переживаниями, счастливыми и несчастливыми историями. Многих из них мы можем увидеть на фотографиях из личного архива семьи Ольги Эрнестовны, издательства «Кварц», Т. П. Виноградовой. И это ещё один роскошный подарок читателям трёхтомника.
С непарадной стороны откроется для нас приезд императора Николая II в Нижний Новгород в 1913 году, к которому институтки начали готовиться за год, бесконечно тренируя умение делать реверанс, вышивая презент для императрицы Марии Фёдоровны. Высочайшее лицо империи Мариинский институт благородных девиц не посетило, но нам остались воспоминания Ольги Эрнестовны о том, как выходил на прогулку маленький наследник, как молодой офицер послал воздушный поцелуй одной из княжон. Без срока давности Первая мировая война, ставшая катастрофой начала века, отразилась в третьей части издания. К 1917 году и окончанию института у Ольги крепнет желание отправиться на фронт, а Россия уже вплотную подошла к началу трагического безвременья. Так называется и третий том воспоминаний.
«Читаешь мемуары Ольги Тунцельман и невольно вспоминаешь роман А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Для двух сестёр Тунцельман (Нины и Ольги), как и сестёр Булавиных (Кати и Даши), 1917 год стал началом «хождения по мукам», – пишет в предисловии Т. П. Виноградова.
Выпускницу Института благородных девиц, но отнюдь не кисейную барышню ожидали испытания порой опасные для жизни. По счастью на фронт она не попала, впереди было возвращение в Москву, где Ольга Эрнестовна стала свидетельницей вооружённого восстания. Затем отъезд в Сызрань, работа в заготовительной конторе и эвакопункте, жизнь в Оренбурге.
В воспоминаниях Ольги Тунцельман нет ничего от политики, это правдивый рассказ о жизни обычных людей, сполна узнавших, что такое голод и холод, нищета и беззащитность перед вооружёнными людьми. Скорее всего это было началом ещё больших испытаний, потому что неожиданно для читателя воспоминания обрываются.
«Слишком много печального и трагического было в моей жизни, тяжело вспоминать, не хочется бередить в душе всё то, что постаралась забыть», – объяснила Ольга Эрнестовна дочери Наталье Сергеевне Голубевой (Тихомировой).
Но для нас продолжение судьбы Ольги Тунцельман последует. Дочь уговорила её описать отдельные эпизоды судьбы. Так в книге появились рассказы о Первой мировой войне и мирной жизни. Наталья Сергеевна Голубева также рассказала о дальнейшей жизни Ольги Эрнестовны в своих воспоминаниях, таких же искренних и честных и не имеющих для нас срока давности. В активных поисках Выпуск такого масштабного издания предполагает большой труд авторов, издателей и читателей.
Над своими мемуарами Ольга Эрнестовна работала 10 лет. Идею написать воспоминания ей предложила дочь Н. С. Голубева, которая затем хранила рукопись, готовила к изданию, сама писала мемуары о матери и своей большой семьи.
Татьяна Павловна Виноградова, краевед, профессор кафедры ЮНЕСКО, будучи ещё и другом семьи, подготовила предисловия к каждому тому воспоминаний. И если у читателя ещё останутся вопросы о ниточках, связывающих семейство Тунцельман с Нижним Новгородом и его историей, то в тексте Татьяны Павловны найдутся на них ответы.Директор издательства «Кварц» Дмитрий Иванов немало времени потратил, чтобы найти фотографию начальницы Мариинского института госпожи Свечиной. Ей Ольга Тунцельман отвела в своих воспоминаниях много страниц, наполненных благодарностью и теплом.
Изучение адрес-календарей того времени, московских и нижегородских газет, в которых были найдены два важных объявления, покупка в антикварном магазине фотоальбома Усачёвско-Чернявского женского училища, где предположительно работала Свечина, поиск фотографий в Пензенском краеведческом музее – итогом этой цепочки действий стала не только находка нужной фотографии. Удалось восстановить имя замечательной героини воспоминаний. Ольга Эрнестовна называет её Елизаветой Алексеевной, на деле же Свечину звали Елена Ивановна – человеческая память хрупка. Мы же теперь знаем ещё и потомков Елены Ивановны. Это лингвист Ольга Петровна Глебова и актриса Елена Петровна Глебова, дочери выдающегося артиста Петра Глебова (Григория Мелихова из «Тихого дона») и правнучки по материнской линии госпожи Свечиной.
Теперь, после выхода в свет трёхтомника, пришло время открытий и для читателей.
Свежие комментарии