В этом году исполнилось 20 лет с того момента, когда был арестован олигарх Михаил Ходорковский*. Именно то уголовное дело, плюс последующие осуждение олигарха и сделали из Ходорковского врага Путина. Сегодня он является спонсором буквально всей российской оппозиции, осевшей за границей… Впрочем, дело здесь не только в личной обиде олигарха, но и в том, что 20 лет назад президент Владимир Путин фактически разрушил планы США по захвату самой богатой нефтяной компании России, которая как раз была связана с Ходорковским*… Родом из комсомола Михаил Борисович Ходорковский* родился в 1963 году в семье советских инженеров.
Окончив школу с углублённым изучением естественных наук, он поступил в Московский химико-технологический институт. Параллельно с учёбой занялся активной общественной работой.Как раз в это время, 80‑е годы, комсомол уже не был организацией молодых идейных энтузиастов – организация скорее привлекала юных карьеристов, для которых членство в рядах ВЛКСМ являлось необходимой ступенькой к будущему успеху. Здесь они приобретали необходимые навыки: обзаводились связями, учились оказывать услуги нужным людям, чувствовать общественную и политическую конъюнктуру, говорить правильные слова и при этом заниматься тем, что им было выгодно. Именно под крылом комсомола множество успешных впоследствии предпринимателей начинали свой первый бизнес. Ходорковский* не стал исключением. Он организовал при одном из столичных райкомов «Межотраслевой Центр научно-технического творчества молодёжи», который позже стал компанией «МЕНАТЕП» (Межотраслевые научно-технические программы). Говорят, под видом продвижения технических изобретений эта организация чем только не занималась: торговала поддельным французским коньяком и швейцарской водкой, шила джинсы и отмывала партийные деньги…
Как раз в эти годы Михаил Ходорковский* собрал свою команду. Сами эти люди потом признавались, что тогда ими руководила только одна мечта – деньги, деньги и ещё раз деньги! Они понимали, что в быстро меняющейся стране гораздо легче урвать свой кусок. И не прогадали. Тем более, что этим дерзким комсомольцам покровительствовали весьма серьёзные люди.
И когда в конце 80‑х было официально разрешено создавать частные коммерческие банки, то «МЕНАТЕП» преобразовался в таковой одним из первых. При этом банк щедро наполнялся государственными деньгами – благодаря личному знакомству Ходорковского* с высшими государственными чинами. В начале 90‑х Михаил Борисович даже стал советником премьер-министра России Ивана Силаева. И это точно окупалось сторицей… Дела на миллионы и миллиарды В «МЕНАТЕП» постепенно перешли финансовые потоки налоговой службы, «Рособоронэкспорта», других государственных структур. Кроме того, банк Михаила Ходорковского* активно продавал акции банка населению. Но иметь один только преуспевающий банк для него уже было мало.
Михаил Борисович явно возжелал построить настоящую финансово-промышленную империю. И как только в 1996 году в стране начались залоговые аукционы, он начал воплощать эту идею в жизнь. Для набитого деньгами «МЕНАТЕПА» это не составило труда – за несколько месяцев банк за копейки скупил около сотни (!) промышленных предприятий по стране. Главным же приобретением «МЕНАТЕПА», несомненно, стал «ЮКОС» – на тот момент вторая по величине в России и четвёртая в мире нефтяная компания…
К своим приобретениям команда Ходорковского* подходила с прагматичностью и цинизмом. Бывшие комсомольцы, например, спокойно выставляли на улицу тысячи рабочих, выводя коллективы с основного предприятия в смежные сервисные компании, а потом попросту закрывали их. Впрочем, экономили не только на людях, но и на налогах. В «ЮКОСе» для этого придумали уникальную схему. Если одни компании покупали у своих подразделений нефть по себестоимости, то «ЮКОС» закупал у добывающих «дочек» не нефть, а «скважинную жидкость». «Нефтью» она становилась позже, когда шла на экспорт по цене, в десятки раз превышающей изначальную. Но налоги платились с первоначальной цены. Таким образом они сокращались примерно в четыре раза…
При этом ни Ходорковский*, ни его команда не считали, что делают что-то противозаконное. У олигархов своя мораль, которую можно уместить в одно слово «сверхприбыль» – вложить как можно меньше, получить как можно больше. Это даже не жадность. Это свойство натуры, которое, похоже, и привело Ходорковского* на скамью подсудимых… Конец нефтяного императора В начале 2000‑х Михаил Борисович развернулся во всю мощь. Он уже не просто зарабатывал деньги. До этого прагматичный и прижимистый олигарх вдруг начал вкладываться в образовательные программы, ездил по стране и охотно общался с провинциальными журналистами, налаживал тесные связи с представителями западной элиты.
По всей видимости, «корона» императора собственного промышленного холдинга для Ходорковского* стала мала. Если верить его сторонникам, он озаботился идеями переустройства российского государства. В 2003 году на выборах в Госдуму Михаил Борисович открыто поддерживал либеральные партии СПС и «Яблоко», а его соратники по «ЮКОСу» – ещё и коммунистов, не скрывая желания взять Госдуму под свой контроль. В дальнейшем олигарх собирался добиться изменений в Конституции – ограничить власть президента в пользу парламента…
За эти планы он, собственно, и поплатился. Говорят, что в самом начале своего правления президент России Владимир Путин на личной встрече просил олигархов не участвовать в политических играх. Все согласились, но Ходорковский*, как видим, эту договорённость нарушил. А ещё его заприметили на слишком частых контактах с представителями деловой и политической элиты США. Так, 14 июля 2003 года он встречался с тогдашним вице-президентом США Ричардом Чейни. После этой встречи Ходорковский* начал переговоры с американскими нефтяными гигантами Exxon Mobil и ChevronTexaco.
Российские аналитики пишут по этому поводу:
«Речь шла о приобретении американцами крупной доли в «ЮКОСе», по некоторым сведениям, от 25 до 40%. Это было задумано для получения Ходорковским де-факто неприкосновенности от возможного влияния путинского правительства, при помощи привязывания «ЮКОСа» к нефтяным гигантам США, и, следовательно, к Вашингтону. Это также дало бы Вашингтону, через нефтяных гигантов США, фактическое право вето на будущие российские нефте- и газопроводы и нефтяные сделки».
В общем, олигарх собирался передать свою фирму США, чего наше государство допустить не могло. Конечно, официально всё это – и политические планы Михаила Борисовича, и его шашни с американцами – никак не озвучивались. Но именно в 2003 году у олигарха и начались финансовые неприятности. Сначала следственные органы занялись историей приватизации предприятий Ходорковского*, потом исследовали схемы ухода от налогов в «ЮКОСе». В итоге олигарха осудили и дали ему 13 лет лишения свободы, его нефтяная компания перешла в собственность государства. А ближайшие соратники Ходорковского* были осуждены за организацию заказных убийств – историй, когда люди, в разное время переходившие дорогу «ЮКОСу», загадочным образом погибали, насчитывались десятки…
…В декабре 2013 года Ходорковский* был помилован Путиным и вышел на свободу. Сразу после этого он выехал за границу, где обитает и поныне. Говорят, в тюрьме он несколько остыл от своих обид на власть и по выходу на волю собирался отойти от политики, чтобы спокойно пожить в кругу семьи, благо, что даже после потери бизнеса денег на его заграничных счетах оставалось ещё немало. Но западные кураторы посчитали иначе. Они не собирались мириться с провалом планов по взятию российской нефтянки под свой контроль, поэтому заставили бывшего олигарха не просто ругать Путина, но и вплоть до сегодняшнего дня поддерживать за свой счёт российское протестное движение.
Что ж, если это так, то Ходорковский* сам виноват в сложившемся положении дел – ведь один раз продавшись дьяволу, выйти из сделки уже невозможно…
* включен Минюстом в реестр физлиц-иноагентов
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, кто такие «ждуны» и что их ждет?
Свежие комментарии