Четверть века назад ушёл из жизни выдающийся вратарь Виктор Коноваленко. Известный нижегородский актёр Игорь Авров поделился детскими впечатлениями от знакомства со знаменитым хоккеистом.
Сердце вратаря
Легендарный голкипер сборной СССР и горьковского «Торпедо», двукратный олимпийский чемпион и восьмикратный чемпион мира Виктор Коноваленко, признанный в 1970 году лучшим хоккеистом СССР, в 1973‑м сыграл свой прощальный матч и перешёл на тренерскую работу.
Занимался с юными хоккеистами автозаводского дворца спорта «Торпедо», где был директором. И ушёл из жизни прямо на рабочем месте 20 февраля 1996 года. Во время утренней оперативки упал, сражённый инфарктом, со словами: «Да разве они…» Накануне его родное «Торпедо», которому он ни разу не изменил за 16 лет карьеры, опять проиграло… Сегодня вместе с «Нижегородской правдой» легендарного вратаря вспоминает актёр нижегородского театра юного зрителя Игорь Авров, семья которого долгие годы общалась с великим хоккеистом.
Больничное знакомство
– В 1976 году мой папа, Николай Андреевич, возглавил травматологическое отделение 33‑й больницы, которая была одной из ведущих в городе. И через неё с травмами, без которых не бывает спорта, прошла вся команда «Торпедо», – вспоминает Игорь. – Не избежал травм и дядя Витя. Когда мы познакомились, мне было восемь лет, и как-то быстро я стал называть его просто дядя Витя. Тогда близких людей именно так и называли – дядя. Его подопечные и он сам были частыми невольными гостями больницы. За свою хоккейную карьеру Виктор Сергеевич набил столько шишек – мама не горюй, не раз выходил на лёд с серьёзными травмами. У Коноваленко-тренера их тоже было достаточно.
И в благодарность за работу он стал устраивать для врачей дружеские матчи.Травматологи часто играли с тренерами и ветеранами «Торпедо» – Коноваленко, Крутовым, Роговым. Практически каждое воскресенье они встречались на открытом стадионе, на месте которого сейчас стоит Дворец спорта имени Коноваленко.– Тогда всё было просто. Люди были открытыми, и Коноваленко выходил на лёд с врачами, общался с ними, смеялся, травил анекдоты, рассказывал о своих знаменитых играх. Балагур, весельчак, с ним было очень интересно, – вспоминает Игорь.
Профессионалы всегда побеждали. Мало того, как-то отца Игоря на больничную койку уложил сам Коноваленко! Один из дружеских матчей со звездой закончился для травматолога переломом ноги. Русский Медведь (таким было хоккейное прозвище Виктора Сергеевича) в пылу азарта прижал врача к борту. «Извини, Андреич, это хоккей», – смущённо сказал вратарь. И долго потом все друзья семьи шутили о «награде гипсом» от Коноваленко.
Похвала мастера
Часто на свои матчи врачи брали с собой и маленького Игоря. Он играл рядом, наблюдая за взрослыми. Оказывается, и Коноваленко наблюдал за мальчиком. «Мне нравится, как он держит клюшку», – сказал он его отцу и предложил взять к себе учиться. Но родители не решились отдать домашнего мальчика в спортивный интернат.
– Со временем, понимая, какой это был шанс и кто именно увидел во мне талант, я часто представлял себе, что могло бы быть, – вздыхает Игорь.Впрочем, желание показать себя так и осталось с мальчиком, только спорт ушёл на второй план, а Игорь увлёкся театром. Но и сейчас он часто вспоминает, как сам Коноваленко предлагал ему стать хоккеистом. Тем более что благодаря Виктору Коноваленко в семье Авровых появился уникальный предмет. Однажды ЦСКА играл в Горьком с «Торпедо», билетов было не достать, и Коноваленко пригласил на матч всю семью врача. Тогда «Торпедо» проиграло, но кому – ЦСКА, а Игорь увидел великих хоккеистов: Петрова, Михайлова, Харламова. И после матча получил в подарок от Коноваленко именную клюшку великого хоккеиста Валерия Харламова. Клюшку знаменитой фирмы Koho с заламинированным автографом легенды хоккея.
Когда мальчик вышел с ней во двор, произвёл фурор. Клюшка стала талисманом для всех мальчишек двора. Играть ей никто не решался, её берегли. Но через пару лет Игорь всё же решил ей сыграть, и старшие мальчики её отобрали. Казалось, реликвия утеряна навсегда. Но соседи не дали пропасть раритету. Они нашли похитителя, и знаменитая клюшка вернулась в семью Авровых. С тех пор она бережно хранилась дома, но со временем иссохла, расслоилась, и теперь остались только семейные воспоминания о великих хоккеистах, которые, несмотря на всемирную известность, наравне общались с простыми людьми и делали всё, чтобы привлечь молодёжь к спорту.
Свежие комментарии