Массовые увольнения прошли в одном из крупнейших московских театров. Как стало известно, недавно назначенный на пост худрука театра Российской Армии Александр Лазарев решил избавиться сразу от 15 служителей Мельпомены. Причём некоторых уволили с нарушением закона. Обиженные актёры уже написали заявления в суд.
Это не первый подобный скандал в столичном театре, который приключается сразу после прихода нового худрука. Новая метла Театральные сплетники судачат, что назначение Александра Лазарева художественным руководителем театра Армии было негласной платой за отказ от кресла председателя Союза театральных деятелей. Продолжателя актёрской династии в кандидаты выдвинул сам Александр Калягин, занимавший этот пост.Вступив в должность, Лазарев заявил, что не станет метлой, которая метёт по-новому.
«Я не начну свою деятельность в театре с ремонта кабинета и увольнений неинтересных мне артистов. Наоборот, буду стараться максимально использовать возможности и таланты здешней труппы», – заверил он журналистов.
Однако не прошло и несколько месяцев, как в театре начались увольнения. Семь актёров и восемь сотрудников цехов лишились своих мест. Ещё около 15 актёров подписали уведомления об увольнении. «Никаких разговоров, никаких обоснований, просто вот бумага: зайдите в отдел кадров и подпишите», – делился с журналистами один из уволенных, Денис Дёмин.
Как объясняют в администрации театра, практика, когда новый руководитель обновляет коллектив под себя, в театральном мире распространена.
«Александр Александрович Лазарев принял на работу 10 новых артистов из разных институтов и с какими-то артистами счёл необходимым расстаться. Это нормальная практика для любого театра», – считает директор театра Российской Армии Милена Авимская. С глаз долой В своё время так же поступил Олег Меньшиков. Только заняв кресло худрука театра имени Ермоловой в 2012 году, он сразу уволил несколько актёров.
Среди них оказались даже звёзды – Виктор Проскурин и Татьяна Догилева, которую с Меньшиковым связывала давняя дружба. Актёр даже был крёстным отцом её дочери. Догилева, правда, к тому времени была практически не занята в репертуаре и, по её словам, сама подумывала о том, чтобы уволиться. Но решение друга молодости её покоробило.
«Мне позвонили из театральной дирекции и попросили приехать, чтобы написать заявление об уходе», – делилась с нами Татьяна Догилева. Сам Меньшиков позже заверил, что решение об увольнении актёры приняли сами, и это правильно.
«Потому что это не очень прилично – не выходить на сцену 20 лет и получать зарплату», – заявил он тогда.
А три года назад из театра были уволены сразу 22 актёра. По словам худрука, причиной стала их малая востребованность.
Причём большинство из этих актёров проработали в театре не один десяток лет. Как, например, дочь Анатолия Папанова Елена, прослужившая в Ермоловском 44 года.
По её словам, руководство сначала постепенно снимало с репертуара спектакли с её участием. А на неоднократные просьбы занять её в новых Меньшиков разводил руками – актёров в постановки выбирают режиссёры, и он не может оказывать на них давление.
Хотя, по Трудовому кодексу, худрук обязан обеспечить штатных актёров работой. Но вместо этого в постановки приглашали актёров со стороны по срочным договорам. Штатные же сотрудники сидели на мизерном окладе и практически без работы.
В театре массовые увольнения тогда объяснили необходимостью оптимизации кадров в пандемию.
«Руководству пришлось пересмотреть рабочие процессы и принять сложное решение о кадровых изменениях. Все действия дирекции театра – в рамках трудового законодательства», – заверили в пресс-службе театра.
Сами попавшие под сокращение актёры Ермоловского, признавали, что, возможно они как представители старой школы действительно оказались неблизки по стилистике и духу новому худруку. Однако, по их мнению, выгонять их он всё равно не имел права.
«Но в этом случае, в 2012 году, думаю, честнее было бы пройти мимо, ведь театр – это не стены, это люди и школа. А он пришёл фактически в чужой дом и выбрасывает его жителей», – делилась с нами Василиса Пьявко.
Уволенные актёры тогда направили Владимиру Путину и главе Следственного комитета Александру Бастрыкину открытое письмо с просьбой проверить деятельность театра. После череды судебных разбирательство все они вернули себе право работать в театре. Труппный сбой Александр Лазарев объясняет решение о сокращении актёров необходимостью развивать вверенный ему театр.
«На сборе труппы я сказал, что уважаю традиции этого театра. Я вообще человек традиционных ценностей. Надо сохранить лицо театра – а этот театр имеет и своё лицо, и мощный характер, – но при этом не оставаться музеем, идти вперёд и развивать современные технологии. Это сложная задача, но, мне кажется, это единственный правильный способ существования сегодня», – заявил начинающий худрук.
По словам актёров, узнав об увольнении, они попытались объясниться с Александром Лазаревым. Но разговора не вышло.
«Не знаю, что на него повлияло, но он так холодно сказал, что всё решено и что он нас не видит. Были актёры, которые пытались защитить нас, но их сразу предупредили: «Не лезьте!» – делится Ксения Таран.
В разговоре с журналистами Александр Лазарев объяснил, что уволенные актёры работали в театре на контрактах, заключаемых на год. А потому ежегодно должны были их продлевать.
«Просто с некоторыми актёрами контракт не продлили, вот и всё. Никаких увольнений, репрессий нету. Они могут считать это несправедливым, но по закону всё сделано правильно», – уверен Александр Лазарев.
Правда, оказалось, что с точки зрения законодательства нарушения всё-таки были.
Так, по словам актрисы РАМТа Ксении Таран, прослужившей в театре 21 год, срочный договор с ней последние три года не перезаключался и, стало быть, стал бессрочным. Поэтому расторгнуть его просто так нельзя. Не говоря уже о том, что Ксения воспитывает троих детей, а согласно Трудовому кодексу РФ, увольнять многодетных мам без уважительных причин нельзя.
По мнению некоторых театральных экспертов, Александр Лазарев просто стал жертвой собственной некомпетентности.
«Прежде всего, Александр Лазарев – артист, который не имеет опыта в административной части. Он не менеджер, он творческий человек. И то, что он обещал не сокращать труппу, когда пришёл, было, я уверена, абсолютно искренне. Он вполне порядочный, насколько я его знаю, человек, из очень хорошей семьи, с хорошими традициями, сам актёр. И в отличие от Меньшикова, который в театре полноправный хозяин и очень часто делает то, что ему в голову взбредёт, не всегда проанализировав и взвесив ситуацию, Александр Лазарев пришёл в уже сложившийся административный аппарат. Бывает так, что актёрами манипулируют. Вот мне кажется, это тот случай, когда имела место исключительно манипуляция артистом – хорошим, прекрасным, с чистыми намерениями», – считает известный театральный критик Марина Райкина.
Учитывая, что совсем недавно ещё в трёх знаменитых театрах Москвы – «Современнике», Сатиры и театре Виктюка – сменились художественные руководители, публика опасается, что и в них в ближайшее время могут начаться чистки.
«Конечно, каждый новый худрук начинает под себя труппу собирать. Но я знаю примеры, когда никаких увольнений не было… Мы знаем, что Ширвиндт не уволил ни одного человека в Театре сатиры. Туминас в театре Вахтангова, когда пришёл, не уволил ни одного человека. Богомолов, возглавивший театр на Малой Бронной, не имел публичных скандалов с увольнением», – вспоминает Марина Райкина.
Остаётся надеяться, что в ближайшее время на театральных просторах Москвы не разгорятся очередные скандалы с увольнениями и новым актёрам не придётся в судах отстаивать право выходить на родную сцену.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что в сентябре в Нижнем Новгороде пройдёт фестиваль русских зарубежных театров «Театральная осень».
Свежие комментарии