На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

211 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анна Эржибова
    хм...по одному не достаточно аж пять.....млять что в них находите?Две нижегородки ф...
  • Анна Эржибова
    А кто они фейнстры?можно мне переехать дадут жильё?а то "бояре" только чеченингушам азербажанармянам таджикам узбекам...Семья Фейнстра из...
  • Боцман
    Выслать вместе с специалистами на историческую родину.Две нижегородки ф...

Исполнилось 40 лет со дня выхода на экраны комедии «Любовь и голуби»

Знаменитая комедия «Любовь и голуби», которой в этом году стукнуло 40 лет, – единственная картина Владимира Меньшова, в которой он не стал снимать свою жену Веру Алентову. Правда, есть ещё меньшовский кинодебют «Розыгрыш», но там для жены-актрисы просто не было подходящей роли. В «Голубях» роль была.

Но её сыграла Людмила Гурченко. Почему это произошло и как вообще создавалась эта народная лента? Как девчушку назвали? Как объяснял мне сам Владимир Валентинович, отсутствие жены в одной из лучших его картин объяснялось сугубо творческими причинами.

«Она тогда снималась в фильме Райзмана «Время желаний», – рассказал оскароносный режиссёр. – Съёмки начались день в день. И у неё не было даже вопроса, где сниматься. Заглавная роль у такого режиссёра! А так бы она сыграла роль, которую Гурченко сыграла. Я думаю, что она хорошо бы сыграла. Хотя и Гурченко с этой ролью справилась».

Правда, сначала на роль Раисы Захаровны пробовались Наталья Кустинская, Ольга Яковлева и Татьяна Доронина. Причём Доронину режиссёр уже почти утвердил, но тут возникла Людмила Гурченко.

Не сыграла в картине и Любовь Полищук – она примеряла на себя образ главной героини. Но Меньшов решил, что точнее всех попадает в этот образ Нина Дорошина, которая уже играла эту роль в спектакле театра «Современник». Именно после этого спектакля у Меньшова и родилась идея снять фильм по пьесе Владимира Гуркина.

Причём его абсолютно не смущали возможные обвинения в повторе. Главным для него было, что эта тема его лично трогает и заставляет размышлять о жизни. И при этом Меньшов совершенно не думал о том, чтобы снять очередной шедевр, не уступающий «Москве».«Такая позиция как раз ведёт к неуспеху, – объяснял Владимир Валентинович. – Когда ты делаешь кино, максимум, о чём ты должен мечтать, – это не опозориться».

Актёра на главную роль искали долго. Как вспоминала Нина Дорошина, претендентов было много, кинопробы шли ночные, и она «от мужа к мужу как по конвейеру переходила».

Пробовали Бориса Сморчкова, сыгравшего мужа Дуси в «Москва слезам не верит», и Виктора Борцова, известного как Савва Игнатьич из «Покровских ворот». Роль примеряли даже Сергею Юрскому, но в итоге ему доверили сыграть дядю Митю.

Говорят, жаждал сыграть эту роль Александр Фатюшин. Но Владимир Меньшов даже не пригласил его на пробы. Правда, после выхода картины в прокат актёр согласился, что Вася – это всё же не его роль.

Когда же, наконец, утвердили Александра Михайлова, Дорошина, по её словам, просто испугалась. Михайлов был на десять лет моложе неё и, по мнению актрисы, разница эта была заметна вполне отчётливо.

Но после того как гримёры с костюмерами поработали над красавцем-актёром: зубы тёмным замазали, причёску нелепую соорудили, костюмчик кургузый надели – стало очевидно, что лучшего Васю найти не удастся. Кака така любовь? В пьесе Владимира Гуркина у Раисы Захаровны была всего одна сцена, когда она приходила к Наде признаваться, что они с Васей нашли друг друга. Все остальные сцены, включая знакомство героев, курортный роман, её увлечение эзотерикой и здоровым питанием придумал и написал сам Меньшов.

Легендарную реплику героини Гурченко: «Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет», которой она отвечает на фразу Надюхи «Сучка ты крашеная», придумал тоже Меньшов. Он очень гордился тем, что она стала афоризмом.

Впрочем, многие фразы из фильма ушли в народ. Некоторые рождались у актёров прямо на съёмочной площадке. Как, например, реплика дяди Мити: «Извините, что помешал вам деньги прятать».Кстати, на дядю Митю режиссёр изначально планировал пригласить Олега Табакова, уже снимавшегося у него в нескольких фильмах. Однако тот уже снимался в «Мэри Поппинс, до свидания».

Когда Владимир Меньшов предложил 49-летнему Юрскому сыграть дядю Митю, даже не было вопросов о том, кто сыграет бабу Шуру. Эта роль досталась жене актёра Наталье Теняковой. Правда, для самой 38-летней актрисы такое предложение стало полнейшей неожиданностью.

На грим у обоих уходило по два часа.

На дальних планах ей просто рисовали морщины. А для крупных планов приходилось накладывать пластический грим, когда лицо сжимается, как печёное яблоко, на него накладывают плёнку и потом гримируют.

Тенякова вспоминала, что снимать эту маску в конце съёмочного дня было настоящей пыткой пытка для лица.

«Но я ни чуточки об этом не жалею, потому что это был для нас один из самых счастливых, самых творческих периодов в нашей жизни», – вспоминала актриса.

Однажды Тенякова с Юрским в таком виде решили пообедать в гостиничном ресторане. Швейцар, не узнав знаменитые лица, долго не пускал их в гостиницу. Когда же загримированные актёры всё же прорвались в ресторан, бдительный швейцар вызвал милицию. Страж порядка тоже не сразу узнал в затрапезных стариках знаменитых актёров.

Главной сложностью на съёмках была погода. Действие происходило летом, а вокруг уже стояла глубокая осень. Листья поопадали. Кое-где даже снег выпал, его приходилось растапливать осветительной аппаратурой.

Сцена с падением героя из избы в море снималась одним кадром, без монтажных склеек.

Изображать морское купание актёрам пришлось в ледяной воде. Говорят, что больше всех переживала Гурченко, которая очень боялась холода. Но она, тем не менее, нашла в себе силы, отважно нырнула в 14-градусную воду и принялась вести непринуждённый диалог с партнёром. А вокруг массовка, изображающая пляжников, делала вид, будто она с наслаждением плещется в ледяной воде.

Меньшов, после того как сцена была снята, сам сиганул в воду, чтобы поддержать замёрзших артистов. По его словам, холодина там была просто жуткая.

…Для сцены финального свидания Нади и Васи жёлтые листья на деревьях обрызгивали зелёной краской из пульверизатора. В результате листья отвалились.

Пришлось прибегнуть к известному цирковому фокусу, когда из трости выскакивают цветы. Настоящий фокусник помог съёмочной группе привязать десяток таких тростей на дереве. И в нужный момент ассистент дёргал за верёвочку, и трости выстреливали цветами. Главная трудность была в том, чтобы сработали все трости одновременно. Но съёмочной группе повезло, и сцену сняли с одного дубля – сработали семь из десяти тростей.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ «Людк, а Людк… тьфу… деревня!» «День взятия Бастилии впустую прошёл…» «Девушки, уймите вашу мать!» «Извините, что помешал вам деньги прятать» «Беги, дядь Мить!» «Что характерно… любили друг друга!» «Инфаркт микарда, вот такой рубец» Ёшкин кот Коллеги новое творение Меньшова встретили без особого энтузиазма. К тому времени за успех картины «Москва слезам не верит» многие высоколобые критики отнесли его к разряду легковесных режиссёров, идущих на поводу у публики.

«Но настоящее искусство никогда не бывает для избранных, – делился со мной Владимир Меньшов. – Если человек по-настоящему культурен, то он по определению будет демократичен. И демократичность эта в том, чтобы быть понятным и дяде Васе, и Василию Ивановичу. А когда человек начинает говорить: «Меня это быдло…» или «Меня эти высоколобые интеллектуалы не интересуют», это ущербность».Досталось картине и от киноначальства, которое потребовало вырезать из картины все сцены с выпивающим дядей Митей. По мнению киночиновников, дядя Митя порочил образ советского человека.

Меньшов, разумеется, отказался, за что был отстранён от работы над картиной. Что по тем временам было исключительным случаем. Тем более, что речь шла всё-таки не о дебютанте, о а маститом, оскароносном режиссёре. Картину переделывал худрук объединения.

Но оказалось, что изменить отснятый материал практически невозможно. И фильм отправили на полку. Правда, пролежал он там всего несколько месяцев.

Зрители увидели его в 1985 году. Тогда же фильм получил Гран-при на фестивале комедийного кино в Италии. С тех пор картина разошлась на цитаты и получила статус оте­чественной киноклассики, подкреплённый самым главным и весомым доказательством – зрительской любовью.

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал о том, что исполнилось 45 лет фильму «Осенний марафон».

 

Ссылка на первоисточник
наверх