
«Говоря о проблеме травли среди детей в школе, следует разделять два аспекта: уровень распространенности данного явления и степень его значимости в общественном мнении», — считает старший научный сотрудник Института политической психологии Александр Прудник, рассуждая о том, как следует бороться со случаями травли в школах.
«Когда какое-либо негативное явлений начинает активно вводиться в фокус информационного публичного пространства, то в массовом сознании возникает убежденность, что данная проблема стала актуальной только в данный момент. Это, конечно заблуждение.Социальное явление становится предметом внимания общества лишь после того, как оно уже сформировалось и функционально организовалось. Общество полагает, что оно имеет дело с новой, а, потому, с еще достаточно слабой тенденцией, в то время как на практике, данное явление уже стало частью новой реальности.
В этой связи встает вопрос, когда и почему существовавшие всегда маргинальные случаи травли среди детей в школе, превратились в социальное явление, которому потребовалось специальное наименование: буллинг.
Следует сразу указать, что буллинг является проблемой не детей, а взрослых. Это взрослое общество сформировало такие социальные процессы, которые спровоцировали формирование в детской среде культуры буллинга. Судя по некоторым признакам данное явление, стало непрогнозированным следствием определенных изменений в социальной структуре.
С начала двухтысячных годов в стране происходило быстрое структурное переформатирование общества. Стали формироваться новые социальные группы, с собственной системой внутренних связей, самосознанием и практикой внутренней лояльности.
Впоследствии, этот процесс естественным образом перешел в детскую среду. Групповая социальная сепарация стала происходить в более раннем возрасте. При этом дети, в силу своего возраста, просто не имеют адекватных механизмов поведения в такой среде. У них процессы групповой солидарности, межгрупповых конфликтов и отторжения протекают более открыто и резко, чем у взрослых.В детских сообществах, основанных на групповых отношениях, средством обеспечения внутригрупповой солидарности и инструментом выяснения отношений между группами становятся дети — изгои. То есть вопреки ошибочным представлениям массового сознания объектом буллинга становятся вовсе не представители другого конкурирующего сообщества. Последние находятся под защитой своей группы. Вместо этого в современных школах формируется слой изгоев, не входящих ни в одну группу. Именно на них укрепляют эти группы свои позиции. Данный механизм реализуется двумя путями.
На примере изгоев группа демонстрирует своим членам свою значимость и необходимость. Поскольку группы постоянно находятся в конкурентных отношениях, то для демонстрации своей силы и агрессивности выбираются внегрупповые изгои. Они и становятся объектами постоянного буллинга со стороны школьников — членов любой из этих групп. Наиболее негативным социальным последствием таких отношений является то, что после завершения групповой сепарации выйти из роли изгоя внутри данного школьного коллектива невозможно.
Решение данной важнейшей социальной проблемы заключается в формировании внутри школ такой системы, которая предотвратит распад единого школьного сообщества на изолированные конкурирующие группы».
Свежие комментарии