«Кампании единого дня голосования (ЕДГ) 2024 года показали, что парламентские партии России обладают актуальным кадровым потенциалом, энергией сохранения своего присутствия в местных органах представительской власти, а также действуют в социально-политической среде, которая ожидает ясности позиций партий по острым вопросам современности», — считает д.
ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, оценивая перспективы парламентской пятерки партий в следующих электоральных циклах. «Многопартийность российской системы организации публичной власти России активно формируется последние три десятилетия в качестве традиционной ценности нашего государства. В этот период накапливается опыт сосуществования разных партий в системе российского государственного суверенитета, опыт их конкурирования и сотрудничества в рамках большого общероссийского политического консенсуса, который формирует институт президента РФ и пр., но закрепление действующей многопартийности в качестве устойчивой традиционной государственно-политической ценности произойдёт лишь со сменой действующего политического поколения граждан России.Это связано с ролью коллективной памяти, действие которой преобразует социально значимые практики в традиционные ценности тем, что «перетаскивает» формы гражданского участия в политике из жизни действующего поколения граждан и политиков в жизнь следующего и последующего поколений. Поэтому кроме того, что систему многопартийности мы рассматриваем в отношении общероссийской выборной кампании 2026 г., мы оцениваем её в свете того, в каком виде она будет передана и воспринята следующим покорением российских участников политического процесса.
Кампании единого дня голосования (ЕДГ) 2024 г. показали, что парламентские партии России обладают актуальным кадровым потенциалом, энергией сохранения своего присутствия в местных органах представительской власти, а также действуют в социально-политической среде, которая ожидает ясности позиций партий по острым вопросам современности. То обстоятельство, что парламентские партии действуют в поле общероссийского президентского политического консенсуса, не исключает, а предполагает наличие различий в подходах, в оценках положения людей, которые попали в те или иные сложные жизненные ситуации, будь то в ситуации весенних наводнений, будь то в ситуации на СВО, будь то в ситуации с «серой» миграцией и пр. В этом контексте выборная кампания 2024 почти полностью игнорировала публикацию и обмен партийными позициями и подходами к местным и региональным сложным жизненным ситуациям, которые беспокоят людей.
Это оборачивается двумя негативными последствиями. Во-первых, культура коллективного, публичного и легитимного обсуждения острых запросов людей, захваченных сложной жизненной ситуацией, ослабляется. Это значит у граждан отсутствует правильный пример, правильный образец того, как в критическом и одновременно в деловом ключе должны обсуждаться проблемные ситуации конкретных жизненных ситуаций. Во-вторых, на фоне этого многопартийного молчания единственным источником, где обсуждаются острые вопросы, действуют разнообразные интернет-медиа, часто вещающие с позиций иноагентов разного калибра. Именно они затрагивают болезненные темы, перетягивают на себя внимание, а также навязывают свою стилистику публичной непримиримости, предвзятости, нетерпимости, скандальности и пр. «приколов», которые вносят раскол в отношения российских граждан к российскому государству.
Провал межпартийной дискуссии, который проявился на выборах 2024 г., — это тревожный симптом, за которым следует потеря лидерства думских партий в информационном контексте современного поколения граждан России. Партии проигрывают общественную дискуссию «прикольным» голосам неформальных, «свободных» интернет-вещателей. Этот провал необходимо ликвидировать к 2026 г. Не менее важно не допустить закрепление этого провала в политической культуре следующего поколения граждан и политиков России».
Свежие комментарии